В буддизме говорится, что все живые существа хотят счастья и не хотят страдать. Необходимо понимать, что причиной страданий являются наши собственные неблагие поступки – убийство, воровство, разврат: в целом, причинение вреда либо себе, либо другим. Если мы не хотим болеть и страдать, необходимо воздерживаться от негативных действий. Нужно отказаться даже от мысли причинять вред.
Основой тибетской медицины является теория о трех жизненных началах, трех первоосновах нашего физического тела – ветре, желчи и слизи. С точки зрения буддийской космологии, наш мир состоит из пяти первоэлементов – земли, воды, огня, ветра и пространства, – и организм любого живого существа несет в себе качества этих элементов. При рассмотрении функционирования живого организма пять первоэлементов представляются в виде трех жизненных начал – ветра, желчи и слизи. Так, «слизь» обладает природой земли и воды, «желчь» обладает природой огня, а «ветер» — природой движения, - тем, что приводит в движение остальные начала в пространстве.
Нетрудно убедиться, что по своей природе эти жизненные начала, как и соответствующие им первоэлементы, находятся в постоянном противоборстве. В буддийских текстах говорится:
Содружеству враждебных элементов
Ни в коем случае не надо доверять,
Когда они, уравновесив силы,
Гармонию как будто образуют.
Таким образом, необходимо помнить о том, что наше тело состоит из противоборствующих, противодействующих друг другу элементов. Поэтому оно непостоянно и очень уязвимо, – и из-за этого рано или поздно собрание элементов, из которых состоит наше тело, должно будет разрушиться.
Тем не менее, в течение этой жизни людям хотелось бы поменьше болеть, да и увеличить свой жизненный срок было бы неплохо. Для этого необходимо уравновесить эти жизненные начала, достичь некоей гармонии между ними. С этой точки зрения, здоровье - это состояние баланса трех жизненных начал.
Именно эту цель – сбалансировать жизненные начала как всего организма, так и его отдельных органов – ставит перед собой тибетская медицина.
Для достижения баланса в организме в первую очередь необходимо понимать, какому жизненному началу соответствует наш конституциональный тип – ветру, желчи либо слизи (или же их сочетанию). Это начало, которому мы соответствуем, является для нас наиболее уязвимым, наиболее подверженным возмущению, дисгармонии. Это предмет особого внимания, если мы хотим оставаться здоровыми или же выздороветь. Именно на это – на то, какому конституциональному типу соответствует тот или иной человек, в первую очередь обращают внимание при диагностике тибетские врачи.
Второй важный момент – возраст. В контексте теории трех жизненных начал, начало жизни – детство и юность – соответствуют слизи, средний возраст — это время желчи, а пожилой – время ветра. Соответственно, в молодом возрасте человек больше подвержен болезням (расстройствам) слизи, в среднем возрасте – болезням желчи, а в пожилом – болезням ветра.
Похожим образом теория трех жизненных начал преломляется и в отношении времен года. А именно: конец зимы и весна — это время слизи, лето и начало осени — время желчи, а вторая половина осени до середины зимы – время ветра. Так что нет ничего удивительного, что в соответствующее время года люди больше подвержены соответствующим болезням: скажем, во второй половине осени и в начале-середине зимы болезням ветра и т. д.
Так же, в соответствии с этой теорией, подразделяются и сутки: утро – это время слизи, полдень – время желчи, а вечер – время ветра.
Таким образом, если мы хотим вылечиться или оставаться здоровыми, наш образ жизни должен соответствовать природному ритму трех жизненных начал. Если наше поведение соответствует этому ритму, тогда мы сможем долго оставаться здоровыми, а при систематических нарушениях неизбежно заболеем. Помните, что любые излишества, если и не сразу приводят к болезни, то истощают жизненные силы нашего организма, приводят к преждевременному старению (это относится в том числе к пустой болтовне и «зависанию» в интернете). Необходимо придерживаться определенной дисциплины, поскольку разнузданное, неконтролируемое поведение неизбежно приводит к разнообразным сбоям в работе нашего организма.
Итак, очень важно стать другом самому себе. Необходимо научиться по-настоящему заботиться о своем здоровье. На практике это означает, что прежде всего необходимо придерживаться режима дня: так, например, поздний отход ко сну неизбежно вызывает в организме возмущение, дисбаланс. То же самое касается чрезмерных ментальных либо физических нагрузок, переедания, либо, наоборот, длительного промежутка между приемами пищи или питья. Зимой нежелательно переохлаждаться, а летом перегреваться на солнце или у огня. Во всем необходима «золотая середина». Очень важны правильные, здоровые привычки.
Разумеется, нужно отказаться от курения и употребления алкоголя. Необходимо понимать, что, несмотря на разного рода спекуляции в прессе по этому поводу, безопасной дозы употребления алкоголя не существует: если вы принимаете яд, он непременно причинит вам вред. То же касается остальных подобного рода веществ.
Также, если ваше тело не затронуто серьезными недугами, очень важна регулярная физическая активность. С помощью разумной физической нагрузки можно обеспечить себе здоровье на долгие годы.
Стоит помнить, что наше физическое здоровье намного важнее, чем материальное благополучие. Если здоровье уже нарушено, то во многих случаях, даже потратив значительные средства, бывает сложно его поправить. Не стоит жертвовать своим здоровьем ради денег.