В буддизме, который является философским основанием тибетской медицины, говорится, что все живые существа хотят счастья и не хотят страдать. Однако, до тех пор, пока наше сознание остается загрязненным, страдания и болезни так или иначе будут возникать, это неизбежно. Согласно закону кармы, причиной страданий являются наши собственные неблагие поступки – убийство, воровство, разврат: в целом, причинение вреда либо себе, либо другим. Поэтому, если мы не хотим болеть и страдать, необходимо воздерживаться от негативных действий. Нужно отказаться даже от мысли причинять вред.
С точки зрения буддийской космологии, наш мир состоит из пяти первоэлементов – земли, воды, огня, ветра и пространства, и любое живое существо также состоит из этих элементов. Нетрудно убедиться, что по своей природе эти жизненные начала, как и соответствующие им первоэлементы, находятся в постоянном противоборстве. В буддийских текстах говорится:
Содружеству враждебных элементов
Ни в коем случае не надо доверять,
Когда они, уравновесив силы,
Гармонию как будто образуют.
Итак, необходимо помнить, что наше тело состоит из противоборствующих, противодействующих друг другу элементов. Поэтому оно очень уязвимо: рождаясь в этом мире, мы как бы берем элементы, составляющие наше тело, у мироздания взаймы. Однако рано или поздно собрание элементов, из которых состоит наше тело, должно будет разрушиться, таков закон природы.
Тем не менее, в течение этой жизни людям хотелось бы поменьше болеть, да и увеличить свой жизненный срок было бы неплохо. Для этого необходимо,чтобы составлющие наш организм первоэлементы были уравновешены, необходимо достичь некоей гармонии между ними. С этой точки зрения, здоровье - это состояние баланса телесных первоэлементов. Именно эту цель – сбалансировать составляющие наш организм первоэлементы – и ставит перед собой тибетская медицина.
В тибетской медицине при рассмотрении функционирования живого организма пять первоэлементов представляются в виде трех жизненных начал — Ветра, Желчи и Слизи. Слизь обладает природой земли и воды, Желчь — природой огня, а Ветер — природой движения; он приводит в движение остальные начала в пространстве.
Для достижения баланса в организме в первую очередь необходимо понимать, какому жизненному началу соответствует наш конституциональный тип – Ветру, Желчи либо Слизи (или же их сочетанию). Это начало является наиболее уязвимым, наиболее подверженным возмущению, дисгармонии. Это предмет особого внимания, если мы хотим оставаться здоровыми или же выздороветь. Именно на это – на то, какому конституциональному типу соответствует тот или иной человек, – в первую очередь обращают внимание при диагностике тибетские врачи.
Второй важный момент – возраст. В контексте теории трех жизненных начал, начало жизни – детство и юность – соответствуют Слизи, средний возраст — это время Желчи, а пожилой – время Ветра. Соответственно, в молодом возрасте человек больше подвержен болезням (расстройствам) Слизи, в среднем возрасте – болезням Желчи, а в пожилом – болезням Ветра.
Похожим образом теория трех жизненных начал преломляется и в отношении времен года. А именно: конец зимы и весна — это время Слизи, лето и начало осени — время Желчи, а вторая половина осени до середины зимы – время Ветра. С этой точки зрения, нет ничего удивительного, что в соответствующее время года люди больше подвержены соответствующим болезням: например, во второй половине осени и в начале-середине зимы болезням Ветра - простудным заболеваниям, заболеваниям суставов и тому подобным недугам.
Таким образом, если мы хотим вылечиться или оставаться здоровыми, наш образ жизни должен соответствовать природному ритму трех жизненных начал. Если наше поведение соответствует этому ритму, тогда мы сможем долго оставаться здоровыми, а при систематических нарушениях неизбежно заболеем. В частности, любые излишества, если и не сразу приводят к болезни, то истощают жизненные силы организма, приводят к преждевременному старению (это относится в том числе к пустой болтовне и «зависанию» в интернете). Необходимо придерживаться определенной дисциплины, поскольку разнузданное, неконтролируемое поведение неизбежно приводит к разнообразным сбоям в работе человеческого организма.
Итак, очень важно стать другом самому себе. Необходимо научиться по-настоящему заботиться о своем здоровье. На практике это означает, что прежде всего необходимо придерживаться режима дня: например, поздний отход ко сну неизбежно вызывает в организме возмущение, дисбаланс. То же самое касается чрезмерных ментальных либо физических нагрузок, переедания, - либо, наоборот, длительного промежутка между приемами пищи или питья. Зимой нежелательно переохлаждаться, а летом перегреваться на солнце или у огня. Во всем необходима «золотая середина». Очень важны правильные, здоровые привычки.
Если наше тело не затронуто серьезными недугами, очень важна регулярная физическая активность. С помощью разумной физической нагрузки можно обеспечить себе здоровье на долгие годы.
Разумеется, нужно отказаться от курения и употребления алкоголя. Необходимо понимать, что, несмотря на разного рода спекуляции по этому поводу, безопасной дозы употребления алкоголя не существует: если вы принимаете яд, он непременно причинит вам вред. То же касается остальных подобного рода веществ.
Стоит помнить, что наше физическое здоровье намного важнее, чем материальное благополучие. Если здоровье уже нарушено, то во многих случаях, даже потратив значительные средства, бывает сложно его поправить. Не стоит жертвовать своим здоровьем ради денег.